да здравствует сериал — воистину настоящее искусство

7
профиль блогбера Дмитрий Ценёв

поминая опрос, являются ли сериалы искусством, внесу долю своего участия в дискуссию... сериалы имеют к искусству отношение большее, чем даже то, что было противопоставлено им опоросом (прошу прощения за опечатку, такие вот сюрпризы нам преподносит госпожа Случайность) - кино одно-, двух- малосерийное... ну, в общем, то, которое настоящее кино, а кто что в это слово втерзывает, это, как говорится, дела вкуса и безвкусия...

а вот что я имею в виду: занявшись генерированием искусства вкупе с одновременным его же и потреблением, Человечество погрузилось в виртуальную реальность нового бытия, соответственно употребляя все силы и старания талантов своих и гениев на наибольшую соответизацию этого бытия бытию своему реальному, не взирая на фантастичность сюжетов или их сугубость реальностную... и выразилось это в первую очередь именно в гллоооббббааааалллллллиииииииизззззззззаааааааааацццццццццццииииииииииии... мифы - это ведь не просто мифы, какие-то там сказки, которые, да, конечно, можно и поотдельности вспомнить,,, нет же! Это целая система сериалов!! А саги? Их так и рассказывали, так и распевали в дрожащем факельном свете миннезингеры, интерактивно, между прочим, тут же уточняя по заявкам зрителеслушателей ответы на вопросы: а что потом было, нет-нет, не после того как Роланд, а перед тем, как Тристан?.. с воспроизведением, так сказать, особо понравившихся серий... с точки зрения поэзии современной многие образчики того ещё искусства довольно убоги, как убоги сейчас мыльные оперы для снобов (которых всё-таки не большинство, большинство-то хавает сериалы не давясь)...
честно говоря, сериалы, по большому счёту первичны... что доказывает нынешнее вырастание в длину многих из тех, которые даже и не думались длинными... романистика? а все эти хроники? а желания поколений дописать их? искусство просто стремится к сериальности - протяжённости во времени, ибо время - это единственное, что делает жизнь по-настоящему реальной...
а нынешние технологические возможности позволяют это сделать, более того, уже требуют продолжений: Бонды сменяются, Бондиана вечна, Бэтмены меняются - Бэтмениана не просто продолжается, переснимается в новых возможностях... Штирлица досняли? "Иронию судьбы"?
скоро сериал станет по-настоящему кином технически и финансово, и тогда вопрос о том, является ли он предметом искусства, отпадёт сам собой... а нынешнее "короткое" кино станет, дай Бог не атавизмом, а всего лишь поджанром большого во всех смыслах кинематографа...

теперь первую парочку-другую серий принято называть "пилотом", успех или неуспех его у зрителей решает дальнейшую судьбу саги - быть ей или не быть

теперь первую парочку-другую серий принято называть

это мой любимый сериал - Battlestar Galactica; в кадре - ключевой персонаж саги, командор Вильям Адама перед своим "Вайпером", реставрированным командой по случаю проводов на пенсию любимого командора

это мой любимый сериал - Battlestar Galactica; в кадре - ключевой персонаж саги, командор Вильям Адама перед своим

римейк на новом технологическом уровне одноимённого фильма 1978 года; в кадре - министр образования Лора Рослин, "школьная учительница", в одночасье мировой катастрофы вынужденная стать президентом

римейк на новом технологическом уровне одноимённого фильма 1978 года; в кадре - министр образования Лора Рослин,

сын командора - Ли Адама, позывной Аполло

сын командора - Ли Адама, позывной Аполло

в интерьере

в интерьере

ничто не предвещает трагедии мировой, у всех ещё своих проблем дополна, и все пока - на первом плане

ничто не предвещает трагедии мировой, у всех ещё своих проблем дополна, и все пока - на первом плане

"костюмная штука", как посмеивались некогда устроители юмористического сериала "Монти Пайтон"

старпом полковник Сол Тай

старпом полковник Сол Тай

старый мир Двенадцати Колоний разрушен, спасайтесь, кто может... а кто не может?! время делать один страшный выбор за другим, чтобы спасти жалкие остатки Человечества

старый мир Двенадцати Колоний разрушен, спасайтесь, кто может... а кто не может?! время делать один страшный выбор за другим, чтобы спасти жалкие остатки Человечества

любовь хуже зла, полюбишь и тостер (тостера - ?), ставшая для человечества роковой страсть учёного гения-придурка Гая (Гайюса) Балтара и седьмой модели нового поколения биороботов, нагло объявивших себя цивилизацией и...

любовь хуже зла, полюбишь и тостер (тостера - ?), ставшая для человечества роковой страсть учёного гения-придурка Гая (Гайюса) Балтара и седьмой модели нового поколения биороботов, нагло объявивших себя цивилизацией и...

героев много, у каждого - своё: кому - судьба, а кому - легенда

героев много, у каждого - своё: кому - судьба, а кому - легенда

это, собственно, Battlestar Galactica, Боевая звезда Галактика, Звёздный крейсер Галактика... долго ли, коротко ль мучились переводчики

это, собственно, Battlestar Galactica, Боевая звезда Галактика, Звёздный крейсер Галактика... долго ли, коротко ль мучились переводчики

толком не успев ещё и спастись-то, Человечество, локализованное в нескольких десятках космических кораблей, сразу же бросается с головой в любимое дело - создание собственных проблем

толком не успев ещё и спастись-то, Человечество, локализованное в нескольких десятках космических кораблей, сразу же бросается с головой в любимое дело - создание собственных проблем

сайлонский истребитель - быстрее, с-сука, мощнее наших

сайлонский истребитель - быстрее, с-сука, мощнее наших

материнство как главный шанс на выживание

материнство как главный шанс на выживание

капитан Кара Трейс, позывной - Старбак; когда-нибудь, возможно, очень скоро, о них будут говорить как о богах-спасителях, а они просто жили, просто делали своё дело, просто соответствовали или не соответствовали своему предназначению

капитан Кара Трейс, позывной - Старбак; когда-нибудь, возможно, очень скоро, о них будут говорить как о богах-спасителях, а они просто жили, просто делали своё дело, просто соответствовали или не соответствовали своему предназначению

и дело вовсе не в том, кто ты или что, оказывается, шанс на человечность есть у каждого, даже у сайлона, как есть у каждого и возможность на бесчеловечность, такая привычная для человека

и дело вовсе не в том, кто ты или что, оказывается, шанс на человечность есть у каждого, даже у сайлона, как есть у каждого и возможность на бесчеловечность, такая привычная для человека
Опубликовано в сообществе:

Комментарии

Не знаю, не смотрела... вернее, смотрела в полглаза и слышала вполуха, так что про "Звёздный крейсер Галактика" ничего не могу сказать. Но... в опросе я проголосовала однозначно "нет, сериал не является искусством". И только потом задумалась, правда ли это? (женщина, что с меня возьмёшь Подмигиваю ). Я вспомнила о своих любимых сериалах: "Идиот", "Гордость и предубеждение", "Ликвидация"... Не так всё однозначно, как оказалась. А, скажем, "Тени исчезают в полдень", в советское время называемый многосерийным фильмом, но который по сути - тот же сериал. Так что соглашусь с автором - всё зависит от отношения к создаваемой саге режиссёра, актёров и всей съёмочной бригады. Да, наверное, в большинстве своём сейчас, предлагаемые TV сериалы - лишь поделки, эскизы, наброски к чему-то большему и интересному. Но и там снимаются хорошие актёры, которые, приходя даже на один или несколько эпизодов, работают в полную силу, запоминаются надолго, давая сериалу настоящую жизнь. За примером ходить не долго - Любовь Полищук в обрыднувшей всем "Моей прекрасной няне" или Михаил Жигалов, Раиса Рязанова, Георгий Тараторкин в "Не родись красивой". Кстати, последний не так уж и плох по актёрской игре, раздражает только его латиноамериканская затянутость, поскольку делался он как российский римейк колумбийского сериала Yo soy Betty la fea.

Ловкая подмена понятий. Давайте обыкновенный двухчасовой фильм раздробим на десятиминутные эпизоды и заявим сериалом. Абсурд. Попытка оправдать штамповку, массовое изделие. Объявление всего искусства сплошным сериалом - демагогия. Да, да, демагогия. Демагогия это тоже искусство. Искусство убедить в обратном. Доказать вам, что вы - инопланетянин? Страницах эдак на пяти. Можно и на двадцать пяти. А если понравиться, то и на ста двадцати пяти. Вот вам и сериал. Читайте и хлопайте в ладоши. Или ушами. И чувствуйте себя марсианином. Или плюкозавром с планеты Афигения из созвездия Бетта-Центавра. Продолжить? Продолжение следует...Ждите...Ждите...Ждите...

"Объявление всего искусства сплошным сериалом - демагогия."

не требуя от вас изучения вопроса, предлагаю лишь: а вы хотя бы пронаблюдайте историю искусств, подумайте о новой её техногенной ступеньке - реальности компьютерных игр... даже не говорю - виртуальной, ибо в таковой мы оказались гораздо раньше, чем появились не компьютеры даже, а... обыкновенные счёты
и кто вам сказал, что короткое кино - обязательно искусство, а сериал - обязательно поделка? отнюдь, есть масса коротких поделок, и есть сериалы, до которых горделивому большому "кино" прыгать - не допрыгать
P.S.: не люблю, когда меня обвиняют в демагогии, то есть во лжи, тем более, когда обвинения необоснованны

я — Superstar

Уважаемый Дмитрий, понимаю, вы усиленно изучали историю искусств. Результатом этих усилий и явилась эта сногосшибательная статья. Но спорить бесполезно. Искусство субъективно. Кому-то нравится жвачка для мозга, ширпотреб и он свято убеждён, что это и есть то самое, что называют искусством. Доказывать ему что-то - бесполезная трата времени. Сразу начинаются манипуляции с определениями, сваливается в одну кучу всё - ремейки, компьютерные игры, саги и т.д. - и потом из этого теста лепится какая-нибудь амбициозная псевдотеория. Короче, происходит то, что я называю демагогией. Ещё раз повторю, спор бессмыслен.

манипуляции с определениями

Прости, дорогой циник, но ты совсем не прав. Незнание терминологии и неумение ей пользоваться не даёт права называть всё непонятное "демагогией". Расширяй словарный запас и дискутируй на равных. Или не дискутируй вовсе. Это всё равно что.. в драке кричать: а чо-ты приёмчиками пользуешься, ты давай по-простому, махнул кулаком - попал - не попал.
P.S. Кстати, демагогия это не "искусство убедить в обратном". К "искусству убедить в обратном" более близка софистика. Подмигиваю

Я счастлив - я люблю и любим

Демагогия (др.-греч. δημαγωγός, буквально «вести народ») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону.
Так что, это вам надо внимательней изучать терминологию. И расширять словарный запас.
Как все сентенциозны. Кто в литературе, кто в политике...Теоретики. И все с претензией на истину...бла-бла-бла.

один раз по поводу заглянув в словарь, умнее не станешь... извиняюсь за стиль ведения диалога, он не мой - предложен вами, Егор Первый... а вот образчик безапелляционной подмены:
"Искусство субъективно. Кому-то нравится жвачка для мозга, ширпотреб и он свято убеждён, что это и есть то самое, что называют искусством."

я — Superstar

Вы несогласны с тем, что искусство субъективно? Хм.. И где тут подмена? Чего на что?

Искусство как явление не может быть субъективно. Если оно существует, оно объективно. То есть, существует до, вне и независимо от того, что про него думаю я, Егор1 или Ценёв.
Субъективно может быть представление или понятие об искусстве... Но давайте не путать наши субъективные представления о чём-либо с объективной реальностью. Если же искусство - только то, что называете искусством вы (или я, или он), а не нечто, существующее вне зависимости от наших понятий, то... Тогда искусства не существует вовсе. Поскольку тогда не существует никакого мира вне субъективных представлений конкретного человека.
P.S. Ну, конечно, демагогия... каковым словом обзывается всё, что просто непонятно. Хотя, казалось бы, чего проще?

Я счастлив - я люблю и любим

Вот она, демагогия, во всей красе. Вы доказываете не истину ( вроде всё поняли относительно субъективизма), вы доказываете СВОЁ мнение. Всеми способами пытаясь демонстрировать, что ВЫ правы. Становится даже неважен смысл спора. Важно самоутвердиться, доказать незыблемость авторитета. Я вам попроще скажу. О чём спор-то? О том, умный вы или нет?
Я ж вам человеческим языком сказал, что споры об искусстве безрезультатны. Заметьте, не остервенело доказываю что-то СВОЁ, а говорю о бессмысленности дискуссии. Говорильня ради говорильни. А что в ответ? Опять бесконечные переливания из пустого в порожнее. С одной только целью, побрякать мышцами. Доказать, какие оне крутые. Скучно это, господа. За сим считаю продолжение бессмысленным. Со своей стороны. Ну а вы, если угодно, упражняйтесь дальше.

Ну что мне. повторять, что ли?
Ну, конечно, демагогия... каковым словом обзывается всё, что просто непонятно. Хотя, казалось бы, чего проще?
Откуда я знал заранее, что ты так скажешь? Напоминает историю из моей жизни. Шёл я как-то в школу по малолетству и по дороге меня перехватили двое великовозрастных охламонов и стали неделикатно спрашивать в грубой форме: "эй, пацан, деньги есть?"
"Мелких нет, а крупных никогда не было!" - бойко ответил я. Охламоны впали в ступор, потом один из них выдавил с уважением: "Философия!".
Так и ты, чуть что, сразу: "Демагогия!".Смешно
P.S. Спорить о том, что я умный или какой-то там ещё? Самоутверждаться? Окстись, друже. Этот вопрос даже не обсуждается, мне интересно мнение обо мне лишь двух-трёх людей, ты в это чисо, извини, не входишь. А вот что ты пытаешься доказать в "бессмысленном споре", тобой же начатом... Впрочем, это уже твоё дело. Подмигиваю

Я счастлив - я люблю и любим

Дорогой мой! И где здесь "убедить в обратном"???? Смешно Ну ты ж сам себя опровергаешь! И только не надо, что "имел в виду". Слово означает то, что оно означает, а совсем не другое слово. Тебе, кстати, это тоже должно быть известно, ты вроде бы тоже со словом работаешь. А претензию на истину, звiняй дядьку, у собi попереж шукай. Бо, если ты на истину на претендуешь, то претендуешь на ошибку, а если сам знаешь, что ошибаешься, то зачем всё это?

Я счастлив - я люблю и любим

А что, "склонить на свою сторону" и "убедить в обратном" не есть тождественные понятия? Изменить чьё-то мнение, вводя в заблуждение...Или вам надо стопроцентное совпадение буков? А вот скажите, если я вместо "солнца" скажу "светило", вы тоже будете оспаривать? Тоже буквы не совпадают.
Для демагогии свойственно подмена тезисов. Следуя логике автора, можно назвать сериалом всё что угодно. Газета выходит каждый день - сериал. Сочиняют каждый раз новые стихи - опять сериал. День за днём - сплошной сериал. Вся жизнь - сериал. Давайте заменим всё вокруг одним словом - сериал. Это ли не демагогия?
А теперь конкретно о кино. Но сначала напомню вам спор о "независимости" прессы. Что вы мне ответили на заявление о том, что "независимой" прессы не может быть в принципе? Помнтся, начали говорить, что профессионалы вкладывают в этот термин свои понятия. Так вот, давайте разберёмся, что есть сериал. Двухсерийный фильм это сериал? Хм...А десятисерийный? Чем вообще определяется сериал? Ниже вы приводите довольно странные характеристики, перемешивая "объём" с "количеством". И к какому же выводу приходите? Три, четыре, пять или сто шестьдесят пять часов - где точка отсчёта? Не вижу никакого внятного определения. У вас его нет. Значит, что-то не то. Не это характеризует сериал. На мой взгляд, сериал отличает хроническая незавершённость ( в то время как у многосерийного фильма есть финал), возможность бесконечно его продолжать. Пока есть спрос. Печь, как блины, всё новые и новые серии-однодневки. Можете называть это искусством. Только не называйте всё искусство сериалом. Ну глупо же, в конце концов.

"склонить на свою сторону" и "убедить в обратном" не есть тождественные понятия?

НЕТ!!!! Неужели ты сам не видишь? Да, лучше, чтобы и буквы совпадали. но достаточно и смысла. Однако, например, "своя сторона" и "обратная сторона" - это не одно и то же. Например, "обратная" - это на 180 градусов, а "своя сторона" может быть и на 45 градусов. То же и "склонить" (т.е. вынудить согласиться или поддержать) и убедить (т.е. вынудить думать так же, принять точку зрения) - это разные понятия. Я могу убедить человека, что ему выгодно поддержать меня, хотя он не думает так же, как я. И я могу убедить человека, что его точка зрения неверна, что белое на самом деле чёрное. Неужели ты не видишь разницы?

Про "независимую прессу" я уже 125 раз объяснял вне блога, повторяться не хотел. Да и сейчас не хочу. Вот захочу - сделаю запись. Тогда и спорь, сколько душе угодно. А так... я уже двадцать статей на эту тему написал. И твоё утверждение так же глупо, как заявление, что человек не может быть свободен. Может. А абсолютизация понятий - уловка софистов и демагогов. Дразнюсь

Про "сериалы"... Батенька, по словарям полюбил рыскать? Ну вот и найди определение. Которое устроило бы сейчас всех. А потом продолжим... дебаты. Подмигиваю До той поры, пока нет определения (я его не давал, ты его не искал), дебатировать бесполезно. Во всяком случае, в данном случае - мы с Ценёвым понимаем, о чём говорим, и соглашаемся друг с другом. Ты не соглашаешься, но - покажи сперва, что ты говоришь с нами на одном языке, а не придумал что-то своё, с чем и споришь.

Я счастлив - я люблю и любим

спасибо, Валера... я, видимо, тормоз, потому что только что понял, в чём дело - на начало дискуссии не оговорена терминология... радостный такой открываю, а ты уже это прописал...

я — Superstar

"Не оговорена терминология"..."только сейчас понял"..."спасибо, Валера"...А что, Валера попытался дать понятие "сериала"? Каким образом? Не определял он никаких терминов. Так что вы это, гражданин, соврамши. Тормозите дальше.

Вот-вот...Я - нет, а вы - да... я - да, тогды вы - НЕТ!!!
И так до бесконечности...Сериал. Мыльная опера, которую вы так любите. Чего вы так кипятитесь-то? Я вас разве просил объяснять понятие "независимость" прессы? Чего вы туфтите, пардон за выражение? Я, собстно, и привёл это в качестве примера "абсолютизации" понятий. Того, что здесь пытаются делать с понятием "сериал". И далее, если вы внимательно читали, попытался конкретизировать оный. Чего непонятного-то? "Мы с Ценёвым понимаем и соглашаемся друг с другом"...Ну-ну, соглашайтесь дальше...друг с другом...понятливые какие...а как только что-то чужое, таки вы сразу непонятливыми становитесь...ха-ха..."придумал что-то своё"...ой, умора...это уважаемый теоретик Ценёв здесь "что-то своё" придумывает, всё искусство сериалом обзывает...хе-хе...
Ещё раз, до скорого...господа теоретики.
P.S. А по словарям я всегда любил "рыскать". И считаю это нормальным. И вам рекомендую, хотя бы иногда, в них заглядывать. Или вы всё на свете уже знаете? Непохоже...

Смотрел. В смысле, "Баттлстар Галактика". СмотрелИ. Сперва просто так поставили, чтобы что-то посмотреть, потом подсели. И все сезоны, один за одним. Втянулись. Понравилось. Сейчас подождём, когда приквел на торренте выложат. Замечу при этом, что едва ли такую историю, как "Галактика" можно было изложить "традиционным" способом киноискусства. А соответственно, едва ли можно отказывать сериалам в праве называться искусством. Просто по той причине, что это означает привносить количественный признак в качественную характеристику. До 3 часов - искусство, если 160-180 часов, это уже поделка? До 10 страниц - рассказ, до 450 страниц - роман, до 12 000 страниц - эпопея... До 12 строк - информация, 150 строк - статья, 300 строк - очерк... а 300 строк репортажа?
Тьфу. Нельзя давать качественное определение, исходя из количественного признака. Всё равно что говорить, мол, 3000 человек - это хорошая армия, 300 000 человек - это плохая армия.

Я счастлив - я люблю и любим

кстати, насчёт "Галактики", не знаю, смотрел ты или нет... ещё одну "большую" серию, параллельную как бы - про Пегас, когда на него папашка сыночка назначил командором вместо адмиральши Кейн... "Лезвие" называется, "Razor", она в сезоны как бы не входит, шла в преддверии четвёртого... вот только что посмотрел... вдогонку...

я — Superstar

с Razor я начал знакомство с Галактикой, тестовый просмотр делал, чтобы оценить - стОит смотреть в целом, или так, фигня. потом, конечно, ещё раз посмотрел. Когда в тему вошёл

Я счастлив - я люблю и любим

Друг у меня есть. Стасик зовут. Так вот, за что я его люблю - так это за то, что он любое жизненное явление видит во вселенском масштабе. Любой обед в Москве - для него встраивается в целую философскую систему. И мне это очень симпатично.
Ваша, Дима, идея о сериальности бытия - и, соответственно, "уютного" контекста для рождения сериала как киножанра - мне нравится. Думаю, вы правы. В жизни нет ничего случайного: засилие сериалов - тоже, конечно, не случайность. И, может быть, главное и ценное для зрителя их свойство - отсутствие финала...
Другое дело, качество продукта. Тут каждый выбирает по себе: количество и качество или, иными словами, жанр, проблематику, стилистику. Это же ясно, как день...

вот-вот, и я про то же

я — Superstar