"Это вам не Рио-де-Жанейро"

0


В самом суровом городе России я побывал в августе 2014, почти год назад, так что впечатления не совсем свежие.

Что сказать про сам город? Суровый и промышленный? Да, и это тоже, хотя промышленность, в частности, два металлургических комбината, проявляет себя в основном запахами - воздух здесь бывает очень тяжёлым. Суровость же местных обитателей вряд ли удивит уральцев, она не хуже и не лучше всех остальных крупных городов Урала. Здесь теплее, чем у нас - в августе температура доходила до немыслимых +35, хотя лето в целом было холодным, также как и в наших Палестинах. Как ни странно, здесь неплохая вода, учитывая, что крупных рек в окрестностях нет и всю воду Челябинск берёт из водохранилища на реке Миасс.


Сам город - большой, современный, просторно и основательно застроенный, с большим количеством парков и зелёных зон А ещё он похож на Екатеринбург. В дальнейшем в тексте я буду часто сравнивать Че и Екб, получается это само собой, из-за схожести городов избежать аналогии невозможно. Оба города построены на небольших реках, из-за чего достаточно компактно и непрерывно застроены, оба серьёзно развились из-за железной дороги - через Челябинск прошёл первый ход Транссиба . Оба получили импульс развития в 1930е. Челябинск получил даже больше Екб - два меткомбината, тракторный, трубопрокатный заводы и многое другое. Мощным промышленным центром он остаётся и сейчас. Эти два города были естественными конкурентами долгие годы.


Можно отметить мощную дорожную сеть города. Улицы широкие, в отличном состоянии. Причём сеть ещё советская, при новой власти построено не так много. Строили и проектировали с запасом.


Челябинску, как и в Екатеринбургу, не хватает большой воды. Плюс, климат более сухой - чувствуется близость степей. Тем более, нам выпал действительно жаркий период. Челябинск окружён озёрами, но все они немного в стороне от центра города. В конце концов мы выбрали Смолино - единственное озеро, до которого можно доехать на трамвае.


Далее по пунктам. Начнём с
Транспорта
Про метро расскажу позднее, за ним следует трамвай. Челябинский трамвай имеет в целом весьма неплохую форму, хотя, конечно, от Екатеринбурга система отстаёт (но превосходит Пермь, уступая ей только подвижным составом). Сеть звездообразная с длинными линиями на окраины. Трамваю есть куда развиваться, широкие улицы позволяют протянуть новые пути во многих местах, но по всей видимости, городская власть не уделяет трамваю особого внимания. Система пережила 90е и нулевые без особых перемен. Пути, на мой скромный взгляд, в отличном состоянии, хотя популярное в Перми мощение плитами здесь встречается редко. Подвижной состав почти целиком состоит из КТМ-5, более новых моделей Усть-катавского завода немного.


Пути идут в основном по центральным осям улиц, не отделены от проезжей части, но проезд по ним запрещён. Благодаря ширине улиц, центральное размещение путей не представляет большой проблемы.


Кроме классических "пятёрок" есть несколько модернизированных местными силами трамваев. Можно по-разному к ним относиться, но, кмк, за неимением лучшего и такой вагон неплох. По крайней мере, он комфортнее пятёрки и не имеет настолько диких вибраций в салоне.


Большинство трамваев одиночные, но есть и двойники, почти все работают на самом загруженном трамвайном направлении - проспекте Победы.


Почти что екб-шный трафик.


КТМ-23 в городе всего один, в августе 2014 он как раз проходил обкатку и изредка попадался на улицах. Как ни странно, за почти год новых 23х в Челябинске не появилось.


Несмотря на не новый подвижной состав, челябинский трамвай работает, на нём можно передвигаться почти по всему городу. Соблюдается расписание и интервалы. Про другие виды транспорта даже и писать особенно нечего, ситуация очень похожая на многие и многие другие российские города. Троллейбусы хорошо ходят только по некоторым маршрутам, по остальным - гигантские интервалы и тщетные попытки уехать вечером. Автобусы представлены в основном маршртутками-микроавтобусами, коих немного, и ПАЗиками, коих очень много. Есть муниципальные автобусы, но встретить их на улицах не так-то просто, по всей видимости, обслуживается ими всего несколько маршрутов. Без трамвая было бы худо.
Ну что ж, пора рассказать про сам город, но начнём с
Челябинских железнодорожностей


Вокзал. Он в Челябинске прекрасный, таким вокзалом можно только гордиться. Здание построено в 1965 году, потом неоднократно ремонтировалось.


Интерьеры.


Челябинск-главный - очень большая станция. Обычно на крупных узлах строят две станции - пассажирскую и грузовую сортировочную. В Челябинске главная станция объединяет обе функции. Оценить масштаб можно только с воздуха (фото взято с Паровоза ИС)


Памятник "Сказ об Урале"


Рядом с вокзалом есть вот такой непонятный бутафорский паровоз, по виду смастерённый из картона. Зачем он здесь, если рядом - целый музей с настоящими железными паровозами?


Кстати, вот и тот самый музей. Паровоз-танк 9П рядом с танком Т62 - не забывайте, мы в Челябинске, так что сочетание строгое и суровое. Сам музей достоин отдельного поста.


Старый вокзал, ныне используемый под вспомогательные службы станции. Каменный вокзал построен в 1892 году, капитально переделан с достройкой второго этажа в 1935 году, в таком виде сохранился до наших дней.


Железнодорожная доска почёта.


Руины водонапорной башни 1896 года постройки. На станции есть ещё одна башня, но подойти к ней не получилось.


Большой и богато украшенный ДК Железнодорожников, какой и подобает иметь центру дороги.


Красный паровоз рядом с ДК. ЕС-350 "Красный коммунар", американского производства. В 1920м паровоз отправил в голодающую Москву состав с хлебом.


Один из бесчисленных паровозов Черепановых возле железнодорожного музея.


Схема Южно-уральской дороги в музее.


Челябинская детская железная дорога.


Как и все остальные подобного типа дороги, представляет из себя узкоколейную линию, расположенную так, чтобы пассажиры не могли использовать её как транспорт. ДЖД предназначена в первую очередь не для пассажиров, а для юных железнодорожников-детей, которые здесь постигают основы будущей профессии, поэтому лишний человеческий трафик не нужен. Длина линии - 5,7 километров, проходит по Шершнёвскому лесу. Эта ДЖД была первой в моей жизни, так что было очень интересно.


Работающий состав под управлением нового локомотива ТУ10


Главная станция - им. Павлика Морозова.


Старые ТУ2 и ТУ7


Памятники
Нередко можно услышать, что архитектурных памятников в Челябинске немного. Побывав в Че самостоятельно, могу сказать - не так много, как в соседней Уфе, но кое-что имеется. Ситуация опять похожа на Екатеринбург - точно также как там, центр подвёргся тотальной перестройке в 30-50е, когда небольшой уездный город превратился в один из крупнейших промышленных центров страны. Если уж говорить о исторических зданиях Челябинска, то надо, пожалуй, начать с самого выдающегося из них.


Элеватор, построенный на государственные деньги перед самой революцией, в 1916 году. У него были и боковые крылья, но сейчас они разрушены. В нынешем плачевном состоянии элеватор с 90х.


Нижний ярус занимает автосервис, поэтому внутрь мы уже не полезли.


Идём в центр. Улица Труда, справа налево - дом Жуковского (1817), первый городской музей и дом с большими окнами, которое я сперва принял за новодел.


Однако, это здание - настоящий памятник 1913 года постройки, торговые ряды Якушева. Окна такими были с самого начала, весьма смелая архитектурная форма для начала прошлого века. Сейчас здесь картинная галерея


Дальше пойдём по пешеходной улице Кирова. Она не очень длинная, три квартала и 800 метров. Но транзитную функцию выполняет хорошо, памятников - архитектурных и обычных - хватает. Лишь на общепит рассчитывать не приходится (то место, где в Челябинске можно хорошо и недорого поесть, мы нашли на третий день почти случайно. Это сеть пельменных Патриот).


Доходные дома Холодова.


Новодельный Живописный фонтан.


Возможно, самая старая аптека в городе, постройка 1902 года.


Также, как и в Екб, в Челябинске есть свой сити. Правда, он состоит всего из одного 23-этажного небоскрёба, который так и называется - Челябинск-сити. На крыше - смотровая площадка. Доступ не такой простой, как на екб-шный Высоцкий - для посещения надо записываться по телефону. Тем не менее, попасть можно (о площадке и видах с неё будет ниже), небоскрёб хорошо расположен, в самом центре, виды хорошие.


Дом купца Бусыгина, 1864.


Панно с Блюхером на доме Злоказовых. Благодаря панно, а точнее, тому что в этом рядовом купеческом двухэтажном доме в первые годы советской власти работал В. Блюхер, здание является одним из четырёх челябинских памятников архитектуры федерального значения.


Присядем.


Челябинские нищие настолько суровы, что притворяются памятниками и таким спобобом избегают поборов мафии.


Гранитную арку, установленную к 267-летию города, в честь нашего приезда задрапировали, а чтобы повод был более весомым, чем приезд каких-то блоггеров, быстренько организовали чемпионат мира по дзюдо.


Народный дом, ныне - молодёжный театр, 1902. Пожалуй, самое красивое здание дореволюционного Челябинска.


Первая челябинская электростанция, а потом и первое трамвайное депо - здание с богатой судьбой, построенное в 1916 году. До сих пор принадлежит Челябгорэлектротрансу.


Напротив электростанции сохранилась, наверное, самая старая ЛЭП Челябинска, а рядом с ней - модерновый особняк Данцигера, 1912.


Деревянный дом братьев Степановых, построен в первой половине XIX века.


Дом купца Хованова, 1908.


Ак-мечеть, 1899


Синагога, 1905.


"Реконструируемая" в казанском стиле чаеразвесочная фабрика Кузнецова, 1904. В таком виде она с 2009 года, кстати.


Особняк Архипова.


Чудом уцелевший на перекрёстке магистралей деревянный дом купца Рябинина.


Храм святой Троицы, 1914.


Водонапорная башня первого городского водопровода, 1912.


Старое и новое.


Продолжение - завтра.