Неоднозначная Арктика

7
профиль блогбера Nastroenye

Во избежание недопонимания скажу, этот текст не предназначен для широкого круга читателей и вообще даже вреден для прочтения))) Но поскольку это мой первый блин - первый аналитический материал о проблемах ТЭКа, я хотела бы, чтобы он сохранился в моем "дневнике". Я же до переезда в Екатеринбург писала в основном о культуре, спорте и прочих любезных моему сердцу вещах. В этом смысле данная статья - большой шаг в совершенно ином направлении. Не скажу, что я горжусь тем, что его сделала, ибо пришлось наступить на горло песне, так сказать... Но "строк печальных не смываю"...

Неоднозначная Арктика
Российские власти сегодня очарованы идеей освоения арктического шельфа: бесконечно пересчитываются неразведанные запасы энергоресурсов, заранее создаются налоговые преференции, обсуждается необходимость разработки новых технологий добычи. «Перспективная задача государства» уже разделила аналитиков на два лагеря. Сторонники интенсивного пути развития нефтегазовой отрасли настроены пессимистически и предлагают для начала научиться эффективно добывать углеводороды на суше. Их оппоненты считают, что разработка ледяных недр может стать не только средством от падения экспорта, но и катализатором инновационных процессов в стране.

Угрожающие предпосылки
Нефтегазовые богатства Арктики подсчитаны уже давно – они огромны. В российской зоне сосредоточено 91% газа и 71% нефти от совокупных оцененных шельфовых запасов углеводородов четырех арктических стран: России, Норвегии, США и Канады. На последнюю неисследованную нефтеносную территорию планеты уже зашли крупнейшие отечественные компании – ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть», а также иностранные корпорации: Exxon Mobile, BP, Shell, Total.

Иными словами, мегапроект уже набирает обороты. Развитие этой темы подстегивают аналитики, рисующие картину углеводородного голодания, которое вот-вот настигнет Землю. «При современных темпах добычи разведанных запасов нефти человечеству хватит лет на 40, газа – на 70», – утверждают они. Что касается России, то по подсчетам Международного энергетического агентства экспорт нашей нефти в 2012 году достигнет максимального объема – 7,7 миллиона баррелей в день, а затем начнет снижаться и к 2035 году достигнет 6,4 миллиона. В связи с этим, освоение ресурсов Арктики может, по мнению экспертов, послужить для России гарантией долговременной экономической стабильности и энергетической независимости.
Эпоха дешевых углеводородов в мире заканчивается, а заменить их пока нечем – еще один из аргументов сторонников разработки материковой отмели. «Дело не только в том, что на суше истощаются запасы, хотя и это тоже послужило толчком к началу освоения шельфа, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ. – Основных побудительных мотивов для постепенной реализации проекта два. Во-первых, запасов полезных ископаемых в Мировом океане в разы больше, чем на суше, хотя и добывать их там труднее. Во-вторых, в последние годы в мире обострилась борьба за различные ресурсы, и добыча углеводородов на российской части арктического шельфа – это еще и инструмент мировой геополитики, способ обозначить наши законные притязания на часть природных богатств полярного региона».

arktika_0.jpg

Ложка обледенелого дегтя
Несмотря на убедительность приводимых аргументов «за», прийти, увидеть и победить в Арктике будет непросто – это компании-пионеры поняли сразу. Разработка морских месторождений в условиях Крайнего Севера требует существенных затрат и подчас балансирует на грани нерентабельности.

Среди причин инвестиционной непривлекательности этого направления эксперты называют низкую геологическую изученность материковой отмели, неблагоприятное географическое размещение большинства месторождений и перспективных районов, слабую развитость отраслевой инфраструктуры, меняющийся налоговый режим и несовершенство нормативно-правовой базы, которая не учитывает реалий континентального шельфа.

Член отделения по недропользованию РАЕН, доктор технических наук, горный инженер, заведующий Центром по проблемам освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Института проблем нефти и газа РАН, генеральный директор ООО «НИПИморнефть» Леонид КУЛЬПИН, который являлся руководителем первого проекта по освоению Штокмановского месторождения, а сейчас в ходе проводимых на нем исследований выступает постоянным экспертом. Он иллюстрирует одну из названных причин конкретным примером: «Мы проанализировали последние данные исследований дна Баренцева моря и предполагаем, что в районе Штокмановского месторождения непосредственно по дну моря имеются реликтовые газогидратные скопления. Это означает, что любые проникновения в эту область, особенно тепловыми мощными трубами, коими будут являться скважины месторождения, может привести к деградации. Газ, естественно, будет стремиться к поверхности воды, что чревато возникновением пожаров и отменой навигации.
Кроме того, гористое дно диктует необходимость выморозки газа до необыкновенных отрицательных температур с целью вытеснения из него влаги (иначе она будет скапливаться в местах, которые представляют собой межгорье).

Низкотемпературная сепарация потребует огромных затрат энергии. Чтобы поддерживать давление, понадобится вводить в строй многоступенчатую компрессорную станцию».
Другая пока неразрешимая задача – построить заглубленный ко дну холодного Баренцева моря газопровод длиной более 600 километров, не имеющий промежуточных компрессорных станций, – такого даже на суше еще не было.

По словам Леонида Григорьевича, все эти трудности очень серьезны, и, по его прогнозам, именно они помешают приступить к разработке Штокмановского месторождения по крайней мере в ближайшие 10 лет.

arktika_2_0.jpg
Шельф – великий и доступный
В свете недавних заявлений Владимира ПУТИНА есть надежда, что проблема меняющегося налогового режима разрешится быстрее. Напомним, 12 апреля, будучи в статусе премьер-министра, он провел совещание по вопросу «стимулирования освоения континентального шельфа», где пообещал компаниям, которые будут действовать в Арктике, «не просто максимально комфортные, предсказуемые и привлекательные условия, а более выгодные, чем у конкурентов». В частности, нефтяникам гарантировали отмену экспортной пошлины по новым проектам, снижение налога на добычу полезных ископаемых в регионе до 5% и обнуление налога на имущество и НДС на уникальное импортное оборудование. По данным РБК Daily, Минэнерго предложило отменить вывозную пошлину на нефть и газ с морских платформ уже с мая этого года. Эксперты считают, что Правительство приняло данное решение с целью привлечения иностранных компаний.

Сегодня также обсуждается вопрос доступа к этим территориям российских негосударственных компаний. Известно, что по закону «О недрах» пользователями недр федерального значения могут быть «юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем пять лет, в которых доля РФ в уставных капиталах составляет более чем 50%». Иными словами, законодательство сужает круг допущенных на материковую отмель до нескольких уже зашедших туда государственных и зарубежных компаний. «Очень странно, что иностранные компании могут работать на шельфе, а российские – нет», – прокомментировал ситуацию в апреле в интервью Financial Times глава ОАО «Лукойл» Вагит АЛЕКПЕРОВ.

По мнению одних аналитиков, государству необходимо привлекать частный бизнес в эти проекты, чтобы стимулировать приток инвестиций, появление конкуренции, но тогда надо либерализовать законодательство. Другие считают, что открывать Арктику для всех желающих преждевременно. Расширяя налоговые преференции, нужно не забывать и о стимулировании технологий добычи, уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам ТАНКАЕВ.
prirazlomnaya_0.jpg
На старт, внимание… марш?
Готова ли Россия технически и технологически к реализации мегапроекта? Леонид КУЛЬПИН отвечает на это вопрос отрицательно: «Таких сложных условий (круглогодичные льды, айсберги и прочие опасности), как в нашей Арктике, нет нигде. Соответственно, нет и технологий, позволяющих приступить к освоению российской части континентального шельфа. В этом и состоит уникальность проектов, с этим связана задержка их реализации.

Сегодня предлагаются абсолютно нереальные, с моей точки зрения, разработки обитаемых подводных нефтедобывающих комплексов. Другое дело, необитаемые комплексы – это возможно. Норвежцы пробуют создать такие сооружения, но их техника будет предназначена для использования в условиях, подразумевающих отсутствие льда.

Существует технология бурения скважин с берега на большие расстояния – до 12 километров, но у нас ею не владеют, ее внедряют только пришедшие на наши месторождения зарубежные компании».

По мнению Леонида Григорьевича, если в ближайшее время и начнут появляться новшества, то это будут продукты совместной деятельности отечественных и иностранных компаний. Наша наука в это сфере, считает он, отстает от мировой, главным образом, из-за отсутствия центра, занимающегося изучением и разработкой морских недр, и центра, контролирующего реализацию проектов на всех месторождениях. «Нефтегазодобывающая отрасль страны к освоению арктического шельфа не готова, поскольку такой отрасли не существует, она вся разбита на отдельные компании, при которых есть отдельные институты, – поясняет Леонид КУЛЬПИН. – Каждое предприятие, естественно, тянет одеяло на себя и занимается только вопросами, входящими в зону его интересов. В этом смысле факт, что руководить всеми мероприятиями на шельфе будет одна бизнес-единица, кажется мне более чем странным».

Эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ придерживается более оптимистичной точки зрения. «Не бывает сразу готовых к чему-либо людей, стран, организаций. Хоть минимальная подготовка, но требуется, – говорит он. – Поэтому не стоит ждать, что завтра нашим компаниям отдадут приказ и завтра же они отправятся на завоевание природных богатств шельфа. Все будет происходить постепенно, и это правильно. Арктика не прощает ошибок и не любит спешки, что доказывает многолетняя история ее покорения. Государство составило детальные планы действий в этом регионе, определены участники, обрисованы основные контуры налоговой политики, сформирована законодательная и нормативная база.

На сегодня у нас налажен выпуск нефтедобывающих платформ, в том числе ледового класса, строятся суда обеспечения, ледоколы, в частности атомные. Создается необходимая инфраструктура на побережье, куда будет поступать добытое сырье. Поэтому можно смело говорить, что процесс подготовки к добыче нефти и газа на шельфе в нашей стране идет успешно».

Какой бы точки зрения не придерживались эксперты, они сходятся в одном – разработка этих территорий станет катализатором инновационных процессов в России.

Технологии – в глубоком процессе
Для полного понимания картины происходящего необходимо знать, какие конкретно шаги предпринимаются ключевыми компаниями, уже получившими доступ к шельфу.

Назначенное модератором работ в Арктике ОАО «Газпром» реализует в регионе проекты «Сахалин-2», «Сахалин-3», осваивает Штокмановское и Приразломное месторождения, а также проводит геологоразведку в акватории Обской и Тазовской губ. По информации пресс-службы компании, в настоящее время российские судостроители выполняют заказы газового гиганта по производству специализированной продукции. Так, в Северодвинске ОАО «ПО «Севмаш» завершило строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», ОАО «ЦС «Звездочка» – самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая», а ОАО «Выборгский судостроительный завод» – полупогружных буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда».

«Газпром» организует и проектирование необходимого оборудования и машин. Для нужд холдинга ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова разработал концепцию морской ледостойкой буровой установки, одиннадцать технических проектов судов для обеспечения обустройства морских месторождений и полупогружной буровой установки. Также институт составил Программу создания плавучих технических средств и их использования при освоении морских нефтегазовых месторождений на период до 2030 года.

По словам вице-президента по техническим и производственным вопросам концерна Shell в России Ким КОУД, одним из главных приоритетов компании по отношению к арктическому шельфу является предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разливов нефти. «Например, на Аляске мы намерены внедрить систему локализации и ликвидации разливов еще до начала бурения. Она позволит улавливать любые утечки до того, как нефть достигнет поверхности моря, – говорит эксперт. – Мы применяем многоуровневую систему управления скважинами, направленную на минимизацию рисков: отказ предохранительных устройств не должен привести к выбросу нефти или газа, поэтому мы регулярно их тестируем.

Кроме того, компания Shell поддержала совместный проект предприятий отрасли, завершивший в 2010 году комплексную исследовательскую программу изучения вопросов предотвращения и устранения разливов нефти в Арктике и акваториях с ледовым покровом. Концерн также возглавил работу нефтегазовых компаний, направленную на повышение готовности круглогодично ликвидировать аварии на месторождениях».
Общее финансирование разработки новых методов и методик производства и управления НК «Роснефть» в 2011–2015 годах составит более 50 миллиардов рублей. В фокусе ее интересов технологии:
– обустройства и эксплуатации месторождений в условиях ледовой обстановки и сезонности производства;
– обеспечения экологической безопасности морских работ;
– защиты подводного оборудования от сероводорода.
Совместно с Exxon Mobil ОАО «НК «Роснефть» создает Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок в Санкт-Петербурге.

Непопулярные альтернативы
Российские власти и нефтегазовые компании приступили к поиску новых технологий и проектированию оборудования, машин для Арктики с большим энтузиазмом. Тем не менее, некоторые аналитики продолжают относиться к ажиотажу вокруг освоения континентального шельфа скептически. Одни утверждают, что ослабление налогового режима так и оставит страну на нефтегазовой игле. А значит, снова уведет в сторону с прогрессивного пути переработки сырья в высококачественную и дорогостоящую продукцию. Другие считают, что предприятиям ТЭКа стоит сконцентрировать усилия на повышении эффективности нефтеотдачи на суше и только после этого заходить на материковую отмель.

С точкой зрения, которой придерживаются сторонники интенсивного пути, согласен и Леонид КУЛЬПИН. «Я бы сказал, что у нас применяются недостаточно разумные технологии разработки залежей на суше, – говорит он. – На территории государства – масса месторождений, коэффициент извлечения которых не превышает 30–40%. Иными словами, до 60% нефти остается в недрах и извлечь ее оттуда после досрочного завершения работ очень сложно. Поэтому сначала необходимо создать единый орган, контролирующий качество и эффективность деятельности всех нефте- и газодобывающих компаний на суше».

По мнению Дмитрия БАРАНОВА, предприятия ТЭКа могут действовать на два фронта, но это будет возможно, если федеральные и региональные власти обеспечат им необходимые экономические условия.

Добычей трудноизвлекаемых запасов занимаются в России неохотно, однако процесс идет. Ближайшим перспективным проектом в рамках освоения арктического шельфа эксперты называют разработку Приразломного месторождения, к которому «Газпром» готовится приступить в ближайшее время. В планах на будущее – выход на Штокмановское и Мурманское месторождения, последнее находится на расстоянии всего 120 километров от Мурманска, но имеет очень сложное строение. Образовавшийся альянс НК «Роснефть» и Exxon Mobil открывает возможности получения нефти и газа из недр Карского моря. Вывести хотя бы часть этих запасов на уровень начала добычи получится, по прогнозам специалистов, не менее чем через 10 лет.
Следует отметить, что на реализацию до сих пор неутвержденной программы развития Арктики до 2020 года планируется потратить 1,3 триллиона рублей – эта сумма была озвучена в апреле в «Российской газете». При этом около 503 миллиардов должен выделить федеральный бюджет, 724 миллиарда – регионы, еще 80 миллиардов – бизнес. Специалисты считают, что вложения будут на порядок больше, и приводят пример: осенью прошлого года было заявлено, что федеральный бюджет только в строительство и обустройство нового арктического порта Сабетта и в создание нового ледокольного флота вкладывает 900 миллиардов рублей.
Цифры в условиях неизученности шельфа и отсутствия эффективных технологий его освоения огромные. Если учесть, что речь идет лишь о перспективах добычи сырья, то величина капиталовложений в запуск знакового проекта «Ямал СПГ» – 858,2 миллиарда рублей – кажется почти божеской, а сроки его реализации – 2016 год – мизерными.

Комментарии

Ну нифига ты... Вот все вы, "бабы в журналистике" одинаковы - не могу, не умею, у меня не получится, я ничего не понимаю... А как прижмёт - так про Арктику не хуже Чилингарова.
Ergo: моя старая практика отправлять журналистов на невыполнимые (с его точки зрения) задания была абсолютно верна. Только некоторые (не будем показывать пальцем) потеряли кучу времени, тонны, террабайты времени, прежде чем понять, что ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ. )))

В целом, молодец. Материал проходной, но очень неплохо.

Я счастлив - я люблю и любим

Спасибо, Валерий Валерьевич. Услышать от вас "очень неплохо" - это много) Насчет времени, не думаю, что оно было потрачено впустую. Точнее, мне бы очень хотелось в это верить...

Очень искусно ты тут притворяешься солидной женчиной. Но я и не сомневалась никогда, что можешь. Ты ещё и не то можешь... Интересно, а взгляд на Березники и их проблемы как-то меняется издалека? или рано еще это спрашивать?

Галочка, спасибо, дорогая моя, за то, что ты в меня веришь)
Для меня это очень важно.
Березники и проблемы этого города стали тревожить меня отсюда еще больше. С чем бы это сравнить... Ну, это словно ты тот поросенок, который построил крепкий домик (у меня его еще нет, а ощущение уже есть))) и не можешь взять братцев к себе, чтобы защитить их от волка.
В Екате стали очевидны различия в приоритетах, отношении к миру - типа, столичных и типа, провинциальных. Не скажу ничего нового: типа, столичные люди жестче, ориентированнее на зарабатывание денег, но и собраннее, и ответственнее.
Я в этот ритм вошла и теперь в Березники поеду, чтобы отдохнуть. Для себя поняла, что Екат по энергетике не совсем мой, а город моего детства - не мой уже... структурно, что ли: я не вижу себя в нем.
Но вас всех, моих друзей, я так же нежно люблю и мечтаю о скорой встрече с вами)

Эта "нефтянная игла" будет "катализатором инновационных процессов в стране"?
Если смотреть с точки зрения ужасающих фактов распила в нефтянке, очень сомнительно.

Не потопаешь - не полопаешь... Без новых технологий на шельфы не зайти.

Лена, от души поздравляю, Вы становитесь хорошим аналитиком, удачи!