6
профиль блогбера Nastroenye

Это не рецензия на фильм "Чтец". Это попытка вернуться к живым мыслям - нелогичным, путающимся, наивным, к хорошему кино. Это больше для себя. Так что извините, если не оправдала, так сказать)

Если вам когда-нибудь приходилось читать книги вслух, вы наверняка помните это ощущение. Произнося текст для другого, вы создаете особое пространство, в котором и чтец, и слушатель проживают какой-то отрезок времени не параллельно, как обычно, а вместе – идут, крепко взявшись за руки. Слово-текст-художественное произведение становится проводником в мир «другого», дешифруя его. Чтение вслух – это всегда попытка посредством слова приблизиться к другому человеку и дать ему возможность приблизиться к тебе так близко, как ты позволишь. Ведь каково слово, тобой произносимое, таков и ты.

Действие фильма Стивена Долдри, снятого по одноименному роману-бестселлеру немецкого писателя Бернхарда Шлинка, представляет собой ожившее на экране воспоминание главного героя Михаэля Берга (в молодости - замечательный Дэвид Кросс, в зрелости - восхитительный Рэйф Файнс), его путешествие в прошлое и пристальный взгляд в глубину своего душевного колодца.

Добившийся признания юрист, красивый мужчина живет с чувством любви и вины, которым не видит исхода. Его история началась в послевоенные годы прошлого века в маленьком городке Западной Германии. Ему было 15 лет, он заболел скарлатиной и возвращался домой. По пути Михаэлю стало плохо, и его до дома довела Ханна (Кейт Уинслет), работающая контролером в трамвае.

chtec1_0.jpg

Между подростком и 36-летней женщиной возникают отношения, в которых телесная близость становится началом и следствием близости… книжной. Равноценной подменой духовной составляющей любви становятся проживаемые вместе сюжеты художественных произведений. Ханна просит Михаэля читать ей книги, и он в запой и в лицах декламирует ей гомеровскую «Одиссею», Диккенса, стихи на латыни и на греческом. Как папа – маленькой дочке.

chtec5_0.jpg

Затем Ханна неожиданно уезжает, исчезнув из жизни влюбленного в нее мальчика на 7 лет. Михаэль увидит ее снова лишь в зале суда, куда он вместе с группой придет на практическое занятие по юриспруденции. Выяснится, что молодая женщина работала надзирательницей в Освенциме и в том числе по ее вине однажды в церкви сгорели заживо 300 еврейских женщин.

В ходе допроса становится ясно, что никаких угрызений совести Ханна не испытывает – она просто делала свою работу. Выбирала женщин, вызывала их к себе, просила почитать ей книги, а потом отправляла их в топку. Конечно, Михаэль понимал, что не она написала рапорт «о том, что никто из надзирательниц не слышал воплей умирающих» (поскольку Ханна не умела читать) и не она одна должна сидеть в тюрьме пожизненно, но важно ли это? ОН осудил любимую женщину – за преступление «перед человечеством» и за его единичную искалеченную любовь и жизнь. И с этим концлагерем в душе ему пришлось оставаться на свободе.

Через несколько лет после суда Михаэль начал отправлять Ханне в тюрьму кассеты, на которые начитывал тексты мировой классики. И начал он неслучайно с истории Одиссея – каждый из нас возвращается со своей войны. Возможно, именно эта гомеровская поэма стала той единственной своевременной книгой в жизни главного героя, которой, порой, так не хватает каждому из нас.

chtec4_0.jpg

Для Ханны такой книгой стала чеховская «Дама с собачкой». Услышав аудиозапись этого произведения, 60-летняя женщина впервые захотела научиться читать самостоятельно. Желание это не было продиктовано необходимостью читать, оно выросло из впервые по-настоящему осознанного видения себя, понимания себя и своих чувств. Вспышка, солнечный удар, после которого прежняя жизнь ведомого глухонемого человека стала невозможной.

- Вспоминаешь ли ты о том, что произошло тогда? – задал Михаэль Ханне вопрос на свидании, которое состоялось через 40 лет после их знакомства.
- О нас? – спросила старая уже женщина.
- Нет, о тех людях, о том, что ты сделала.
- Какой смысл думать о них, если людей уже этим не вернешь!
- Я не думал, что ты научишься.
- Да, я научилась. Я научилась читать!

Понимание «другого» рождается в фильме «Чтец» в традиционных для мировой литературы муках: обретший звуковую оболочку текст будит, преображает - убивая. Фильм о том, насколько немой и безграмотной может быть душа… О том, как важно во времена господства интеллекта воспитывать чувства. О том, что разбудить душу человека никогда не поздно. Да-да, давно известные, но настойчиво забываемые нами истины…

chtec2_0.jpg

Опубликовано в сообществе:

Комментарии

Спасибо...

Мир настолько обезумел, что Всеобщий Резет не за горами...

спасибо тебе, Рома)

Какая ты умница, что захотела об этом написать! Я тоже видела этот фильм - замечательный.

Галочка, как я скучаю по тебе!

Если автор начинает своё эссе словами
Это попытка вернуться к живым мыслям - нелогичным, путающимся, наивным, к хорошему кино
то сразу возникает вопрос, а что, признак живости ума это "путающиеся, нелогичные" мысли? И если автор "возвращается" к хорошему кино, то не значит ли это, что последнее время автор (она) питалась всякой дребеденью? Если ответ утвердительный, мне жалко автора. Но читаем дальше...
и чтец, и слушатель проживают какой-то отрезок времени не параллельно, как обычно, а вместе – идут, крепко взявшись за руки.
Децкая метафора. Это, видимо, те самые "наивные" мысли.
Чтение вслух – это всегда попытка посредством слова приблизиться к другому человеку и дать ему возможность приблизиться к тебе так близко, как ты позволишь. Ведь каково слово, тобой произносимое, таков и ты.
Набор красивостей и пустое философствование. ИМХО (и в дальнейшем тоже)
Добившийся признания юрист, красивый мужчина живет с чувством любви и вины, которым не видит исхода.
Вины за что? За то, что когда-то его девушка была надзирателем в концлагере? Так он ещё и не родился к тому времени. Или же это некое генетическоое чувство? Непонятно...
Между подростком и 36-летней женщиной возникают отношения, в которых телесная близость становится началом и следствием близости… книжной.
Телесная близость становится следствием того, что мальчик достиг пубертатного периода, а девушка... Скажите, почему взрослым женщинам частенько нравятся молоденькие мальчики? У мальчика, понятно, Эдипов комплекс. А у женщины что, комплекс "мамочки"?
Равноценной подменой духовной составляющей любви становятся проживаемые вместе сюжеты художественных произведений.
А что автор подразумевает под "духовной" составляющей? И вообще, что есть духовность? Цитата из Википедии: "В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства." И где здесь "подмена"??
Ханна просит Михаэля читать ей книги, и он в запой и в лицах декламирует ей гомеровскую «Одиссею», Диккенса, стихи на латыни и на греческом. Как папа – маленькой дочке.
Как папа маленькой дочке? Автор, вы всерьёз? По-моему, вы всё ставите с ног на голову. В данном случае взрослая самка начинает из дитёнка лепить мужчину в соответствии со своими представлениями, каким должен быть мужчина. А представления эти понятны. Почитайте Ницше, посмотрите Лени Рифеншталь, и вообще, ознакомтесь с культурной идеологией Третьего Рейха. А попутно дама получает удовольствие от предметов искусства (худ.лит-ры). Это усиливает оргазм. Дама, однако, эстетка. К этим психологическим маркерам она пристрастилась ещё в концлагере.
ОН осудил любимую женщину – за преступление «перед человечеством» и за его единичную искалеченную любовь и жизнь. И с этим концлагерем в душе ему пришлось оставаться на свободе.
Автор, вы о чём? Какая "искалеченная любовь и жизнь"? Все в юности переживают любовь, и порой не одну. И у всех она заканчивается. Что ж теперь, всех в калеки записывать? По-моему, у героя фильмы всё в порядке, есть престижная работа, растёт дочь. А Ханну ему жаль, как первую любовь и т.д. Ведь же он гуманист))
Понимание «другого» рождается в фильме «Чтец» в традиционных для мировой литературы муках: обретший звуковую оболочку текст будит, преображает - убивая. Фильм о том, насколько немой и безграмотной может быть душа… О том, как важно во времена господства интеллекта воспитывать чувства. О том, что разбудить душу человека никогда не поздно. Да-да, давно известные, но настойчиво забываемые нами истины…
Насчёт "традиционных мук" это круто)) И "преображает - убивая" тоже класс)) Скока экспрессии))
Нескодько уточнений:
"Беграмотная" душа это, простите, ахинея. Так же, как и "немая". По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда — и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа и т.д. (с) Изучайте матчасть)))))
И особливо насчёт "как важно во времена интеллекта воспитывать чувства". Так вот. Фильм о том, что иногда неплохо бы совершенствовать интеллект, а не идти на поводу у первобытных чувств. Чтобы не попадать в ситуацию, в которой оказалась Ханна и её поколение.

ЕгорI, "сколько огня, сколько жизни, растраченной даром")))

Да нет, всё достаточно холодно и трезво. Аналитичненько так...

да нет?))

ыгы)) оксюморон))) диалект крестьян тамбовской губернии.
Автор, а вы почему именно сейчас об этом фильме вспомнили? С чем это связано, не задумывались?

тут все просто, уважаемый данет)) я просто его совсем недавно посмотрела)

Занялись "воспитанием чувств", несравненная Филологиня?)) "Акэмаситэ омэдэто годзаимас ", как говорят у нас на Ямале. Всегда приятно побеседовать с воспитанными дамами. Ещё раз, Акэмаситэ омэдэто годзаимас унд Сайонара.

Творцы создают творчество.
Умные комментируют творчество.
Самые умные комментируют комментарии.

Я счастлив - я люблю и любим

Далее по теме