Книга бытия от Триера

6
профиль блогбера Nastroenye

dogvill_1.jpg

Фильм Ларса фон Триера «Догвилль» я почему-то в свое время пропустила. Встреча с ним состоялась сегодня ночью. Традиционно, как после просмотра всех убийственно чудных творений этого режиссера, в голове и в сердце что-то стучало и нестерпимо билось. Так внезапно разбуженная птица тщетно пытается вырваться из клетки, и в ужасе в очередной раз осознает, что она в ней уже долгое время живет.

Спать с этим было невозможно, и поэтому часа в 4 ночи я начала думать: «Отчего, собственно? Что случилось-то?» И снова, как после «Танцующей в темноте», «Антихриста», «Меланхолии», хотелось - нет, уже не плакать. Просто что-то предпринять. Переставить мебель местами, отодрать старые обои, заняться чем-то стоящим, наконец. Мне кажется, это лучшее, что может сделать с тобой кино.

«Догвилль» - Книга Бытия от Триера. Жесткая, как обычно, бескомпромиссная интерпретация библейского сюжета о явлении Христа и его распятии.

Жители городка Догвилль жили спокойно и по-своему счастливо, как живут миллионы людей на земле: обрабатывали чеховский крыжовник, собирали эдемовские яблоки, растили эллинских детей. По-видимому, они надеялись на яркий значительный виток в развитии своего общества, поскольку называли своих детей именами древнегреческих героев. Но сегодня их герои были лишь собирательными образами представителей современного общества: служительницы Бога, земледельца, водителя, негритянки, инвалида, интеллигенции в лице врача и «лекаря человеческих душ» - писателя (Пол Беттани), девушки на выданье, матери семейства, законопослушной дамы…

dogvill2_0.jpg

Все в их тихой размеренной жизни изменилось с приходом человека извне – девушки Грейс (Николь Кидман), которая попросила убежища, поскольку ее преследовали некие гангстеры.

Желая всем понравиться, Грейс делает людям добро, что, как замечает известная русская пословица, чревато. Привыкнув получать, жители начинают требовать добра, а потом насилием берут его. Девушка терпит все стоически, продолжает отдавать людям себя, сидя в прямом смысле на цепи.

Когда Грейс начинает взывать к совести жителей, открывая им правду об их падении, догвилльцы попросту сдают ее гангстерам. Сюжет узнаваем, не правда ли?

«Нуждается ли человек в опыте духовного восхождения и самосовершенствования?», «Нужен ли сын Божий и его учение людям?» – эти вопросы, довольно бесчеловечные с точки зрения набирающего популярность в России «православия головного мозга», прорастают в бреши, образовавшиеся в полотне догвилльской жизни.

dogvill1_0.jpg

«Не мелите чепухи», - иронично бросает на лицемерные утвердительные возгласы Триер. «Ваши вера и мораль насквозь лживы, поскольку корень их в высокомерной заботе о своей стерильности, – продолжает он, обращаясь к тем, кто стремится к праведности и чурается осуждения и протеста. – Почему вы не даете людям понять, что они – подлецы? Заветы соблюдаете? «Не судите да не судимы будете»?… К райской жизни готовитесь, на земную положив?».

«Зачем вам второе пришествие? – интересуется автор «Догвилля» у обывателей, которых милосердие и безграничное всепрощение лишь уродуют. – Оно вас еще более развратит, лишит вас крупиц, робких черточек образа и подобия Божьего!»

Читать такое, даже в подтексте, довольно неприятно. Лично мне, которая узнает себя и в триеровской представительнице первой группы – Грейс (просто сумасшедше разная Николь Кидман), и в обывателях из второй.

Неважно, где находится ваш Догвилль. Жизнь – лишь сценарий, схема эвакуации. И по-настоящему имеет значение только то, какую роль вы себе выберете и как поведете себя, когда наступит время «Ч». Грейс повела себя по-триеровски, с помощью Отца совершив Страшный суд. А как поступили бы и поступаете вы?

Опубликовано в сообществе:

Комментарии

Nastroenye, Вам заняться, что ли нечем, чем искать скрытый смысл во всякой ерести. Вот то книжку прочитала, то фильм посмотрела, детьми своими восхищаться надо! Мужем в конце концов! Может пока Вы о всякой ерунде думаете вокруг Вас страдают близкие. Или их нет у Вас? А смысл он на поверхности лежит и для этого не обязательно фильмы с подтекстом смотреть.

А что еще НАДО ДЕЛАТЬ? Я пишу ДЛЯ СЕБЯ. Блогбер - это МОЙ дневник, пусть открытый, но ведь есть же на свете люди, которые интересуются не только детьми и бытом, но еще и ищут чего-то, мыслить хотят. Мой ребенок и мой муж - под моим неусыпным и любящим оком, за них не переживайте) А вы, Беркут, мои записи можете пропускать "мимо ушей" и вообще пролетать мимо.

А я знакомство с фон Триером начала с "Антихриста", за который его немедленно возненавидела, потом был "Догвилль" - фильм тоже, с моей точки зрения, очень неоднозначный, но однозначно заставляющий думать и определять свое личное отношение. Ну да, он раздражает, он спать не даёт. А потом был "Рассекая волны" - фильм, за который я Триера полюбила. а вот "Меланхолию" так и не смогла до конца досмотреть, так и ждёт он у меня подходящего настроения и самочувствия. Вот в таком совсем не хронологическом порядке, и многое еще не смотрела.
Про "Догвилль" можно говорить много, скажу лишь, что лично меня задевает. Какова степень ответственности этой идеальной жертвы, Грейс (которая потом оборачивается Ангелом мщения), за то, какие чувства она вызывает в окружающих своей безответностью и непомерными дарами? А как же "Кто соблазнит одного из малых сих, ...тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море"? И присмотревшись к причинам ее поведения, думаю, можно заметить, что не любовь к ограниченным людям ей движет, а ненависть и жажда судить. Ну, не ею, может быть, а автором сего произведения.
Так что на самом деле жертвы - те, кто попались на ее удочку и забыли свой истинный образ, потонув в темноте невежества и зла.

Согласна, Галочка, абсолютно. Меня тоже жутко раздражало ее нарочитое бездействие, ее покорность, граничащая с садомазохизмом. Даже мне, сидящей по эту сторону экрана, хотелось ей двинуть)) (видимо, во мне она тоже разбудила силы зла)) Однако, я таких людей вижу в жизни довольно много - это страшно, на самом деле. Они такие тихие, такие милые, так все стоически сносят, их сажают на невидимую цепь и едут на них, понукая... Не знаю, как насчет ненависти, но высокомерия в них, гордыни, действительно, море разливанное... Они создают и героически преодолевают препятствия, чтобы в своих глазах не упасть, в божественных - возвыситься, а в людских - казаться милыми, безотказными, вечными страдальцами.

Спасибо вам за статью об этом фильме, обязательно его посмотрю. Из других фильмов, которые вы перечислили я смотрел только "Танцующая в темноте" в большей степени может потому, что там снималась певица Бьерк.

Кротов Сергей

Спасибо, Сергей! Буду рада, если вы поделитесь своими соображениями!

Ой-ой! Сколько высокопарных фраз! Дневники свои под подушкой хранить надо. А здесь выпендриваетесь, по-просту говоря. И вообще я к Вам с добром, а то на критику бурно реагируете.

опять "надо")) ну, кто же это сказал, что так надо? вы? вы и храните)) да я вообще спокойно с вами разговариваю. а где-то была критика? извините, я не заметила)
по-моему, мы оба с вами тратим время впустую, разговаривая друг с другом. Давайте с миром по своим делам разбередемся, ну, или разлетимся, а)
а напоследок выпендрюсь еще раз, слово "попусту" надо писать вот так))

Любопытный факт: мать Ларса была коммунисткой, отец - социал-демократом, а сам Ларс неоднократно заявлял о своей приверженности нацизму. Провокатор)))))))

Далее по теме