В здоровом теле здоровый «Тамаши»

8

В понедельник текущей недели мне и энному количеству березниковцев выпал шанс приобщиться к культуре страны Восходящего солнца. Да-да, нам посчастливилось сходить на балет «Тамаши», в котором участвовали звёзды японского балета, лауреаты различных конкурсов и бла-бла-бла. Всё это вы либо читали, либо видели по телевизору, а если нет, то вам эта информация всё равно ничего не даст. Поэтому, ближе к делу.

В ДК Ленина, где проходил балет, я приехала за полчаса до начала. И к своему удивлению, не заметила оживления. Только минут через 15 начала подтягиваться основная масса: дяденьки в пиджачках, тётеньки в платьях, типа приличные люди. Однако, я всё-таки ожидала, что народу будет побольше. Хотя зал, насколько я могла заметить, был полный.

И вот прозвенел третий звонок. В зале погасили свет и диктор (или как его там) с каким-то дефектом речи объявил нам, на что мы пришли. Затем пересказал сюжет балета и наконец-то замолчал. Потом из колонок, которые противно хрипели, послышался женский голос. Голос пересказывал тот же сюжет только уже в стихах. Вкратце, сначала был остров, и всё на нём было хорошо, но после извержения вулкана всё хорошее было погребено под пеплом. В живых осталось немного. В их числе был некий старец, который призвал к себе пять самураев сказал, что они должны будут пожертвовать своими душами ради спасения жизни на земле. Затем он призвал трёх птичек, которые своими крыльями должны разбудить Аматэрасу (богиню Солнца), чтобы та оживила природу. Когда пришла Аматэрасу, то первым делом даровала бессмертие пятерым самураем. Тогда старец тоже взмолился о бессмертии, но случайно напугал богиню Солнца, да так, что та захотела его убить. Но самурая вступились за старика, и Аматэрасу смилостивилась. Она оживила старика и заодно посадила куст, который ознаменовал пробуждение природы. И так как многие с первого раза поняли, о чём сейчас будут танцевать, то слушать это снова было уже не очень интересно. К тому же, голос был монотонным, а хрип колонки раздражал.

Где-то в середине стихотворения колонки умерли совсем. Нам принесли извинения за технические неполадки и попросили немного подождать. «Березники..» - такая мысль пришла мне тогда в голову. Однако, в скоре из колонок снова послышался тот же самый голос и начал всё говорить заново, моя соседка раздражённо вздохнула. Хорошо хоть, колонки больше не хрипели.

Когда стихи наконец-то закончились, поднялся (согласна, громко сказано) занавес. Со сцены сразу потянуло свежестью. Из декораций было только большое полотно с иероглифом «тамаши». На полу в позе лотоса сидели пятеро танцоров: три японца и двое русских. Все вокруг начали доставать телефоны, цифровики, тачфоны. Где-то послышался звук затвора (довольно громкий), пару раз сверкнула вспышка. «Березники..» - снова подумалось мне.

Затем послышался звук японских барабанов, и «самураи» начали танцевать. Разумеется, «Тамаши» был совершенно не похож на классический балет, но это нисколько не умаляло его достоинств. В течение всего первого акта я просто не могла оторвать взгляд от сцены. Невозможно не отметить искусно созданную атмосферу. Умеренный звук барабанов, чёткие движения, не броские костюмы – всё это позволяло прочувствовать истинный японский дух.

Другое дело, когда в полной тишине (а во время балета встречались такие моменты) вдруг раздавалось щёлканье камеры или писк смски. А, да, я не знаю, аплодируют ли во время танца или это уже потом, в конце? Я просто первый раз была на балете, вот и не знаю. Но всё-таки, это мне показалось несколько неуместным, когда посреди завораживающего танца вдруг раздавались аплодисменты. К тому же, в самые не подходящие моменты, как например, танец, когда самураи прощаются с жизнью и умирают. После каждого эффектного прыжка или движения (а их там было много) все начинали хлопать. Как в цирке, блин.

Кстати, про сцену прощания с жизнью. Очень впечатлило (как, в принципе, и балет в целом). Всё было настолько эмоционально и печально, что даже стало и в правду жаль этих бедных самураев. Что касается их смерти, скажу одно – я ещё никогда не видела, чтобы кто-нибудь так красиво умирал.

Произвела впечатление и Аматэрасу. Японская балерина в лёгком костюме и сама такая худенькая, казалось, действительно соткана из солнечного света. Однако, эта маленькая, хрупкая девушка чуть было не убила достаточно мощного «старика» (соседка справа моей соседки справа о нём сказала так: «И где они такого пузатого достали?»… и вовсе он был не пузатый. Просто немного больше остальных). Но за него вступились его преданные самураи, которых уже успели оживить. Они были в белых масках, в каких обычно изображаются духи в японской мифологии (а не только в аниме).

Ну, а закончилось всё тем, что на сцену вынесли искусственное дерево, все порадовались и разошлись. Конец первого акта.

Антракт – отличная возможность послушать, что говорят о балете другие. Хотя слышала я немногих, но меня удивило, что не все остались довольны. Например, девушки впереди меня в очереди, обсуждая балет не сказали ничего кроме «специфически». А, нет, одна из них ещё сказала, что танцоры партий своих не знают, потому что все прыгают, один не прыгает, один прыгает, остальные не прыгают. Тогда я поняла, что передо мной истинные ценители балета, которые наверняка не раз видели балет «Тамаши» и успели выучить наизусть, где кто должен прыгнуть. Но всё-таки, большинство оценили балет и мастерство танцоров (пусть хоть женщины, сидевшие передо мной и ушли после первого акта, я надеюсь, у них просто были какие-то очень важные дела).

Во втором акте нас ожидали «падэдэ» (я не знаю как это пишется, потому что, признаюсь, впервые услышала это слово от того самого диктора) из различных классических балетов. Бывшие самураи, птички и японские богини одели привычные трико и пачки и предстали перед зрителями во всей, так сказать, красе.

Танцевали они отрывки (так я поняла значение слова «падэдэ») из балета «Фестиваль цветов в Дженца-но», из балета «Дон Кихот». Кстати, в Дон Кихоте японская балерина слегка (а может, не слегка) пнула своего японского партнёра, но он как истинный воин не подал виду (только слегка «мммыкнул»). Хотя мне это могло и показаться. Ещё они исполняли некий испанский танец. Но самым…одним из самых интересных танцев мне показался танец, который исполнял, конечно же, Ивата Морихиро. Назывался он «Восхождение на Фудзияму». Это был не классический балет. Я бы даже сказала, юмористический балет (если такое вообще бывает). Я сидела достаточно близко к сцене и могла видеть потрясающую мимику Морихиро-сан. В общем, это просто надо смотреть.

Кульминацией второго акта был танец гопак из балета «Тарас Бульба» в исполнении того же Морихиро-сан. Было странно видеть японца в красных шароварах и рубахе. Тем не менее, он был очень убедителен. Когда он закончил, зал просто взорвался аплодисментами. Ведущий артист Большого Театра долго кланялся, потом поднял вверх указательный палец. Все в недоумении перестали хлопать, но Кавалер ордена «Дружбы» сделал знак, чтобы все продолжали. И все продолжили. Затем диктор сказал, что специально для города Березники (ну, да) Ивата Морихиро ещё раз исполнит гопак. Видимо березниковцам так полюбился этот почти – хотя почему почти – родной танец, что пока Ивата Морихиро танцевал, зрители не прекращали хлопать.

К сожалению, это было последнее, что исполнил Ивата Морихиро. Затем все вышли на поклон. Выходили они по нескольку раз, а все мы аплодировали стоя. В зале царила, не побоюсь этого слова, всеобщая эйфория. Молекулы счастья и восторга витали в воздухе. Думаю, даже те, кто считали, что танцоры не знали своих партий, ушли в хорошем настроении.

В общем, всё закончилось хорошо, как в принципе и начиналось.

Когда Ивата Морихиро кланялся в самый последний раз, я самурайским покриком крикнула ему «аригато» (просто подумала, что если не сделаю чего-нибудь такого, я себе этого никогда не прощу). Так вот, надо было видеть его лицо! Он так растрогался. Он резко сел на колени и поклонился по-японски! Знаю, глупо всё это, но это же был самый настоящий диалог с самым настоящим японцем! Сфоткаться, правда, с ним не получилось, автограф взять тоже, хотя я немного подождала в зале. Ну, в общем, благодаря поклону Ивата Морихиро я твёрдо решила идти до конца и поступить-таки в ИСАА на японистику. Вот так вот.

Комментарии

Оочень смешно и подробно, и интересно! Всю правду рассказали: я тоже там была)) Вы - умничка!)))