Живая музыка сближает

7
профиль блогбера Nastroenye

Архитектор и президент Российской академии художеств Зураб Церетели однажды сказал о фестивале «Владимир Спиваков приглашает»: «Этот фестиваль уменьшает боль и тоску по искусству некогда великой общей страны». Словно в подтверждение этого тезиса, 10 апреля зал ДК «Азот» был полон до отказа. Концерт Национального филармонического оркестра России стал для Березников настоящим культурным событием.

dudka_0.JPG

Аналогов такому празднику любители классической музыки припомнить так и не смогли. Встречали и провожали каждую композицию, словно возможность услышать ее вживую была уникальной. Наверняка, так оно и было. Симфонические произведения на цифровых носителях звучат, может, и идеально, но тепло человеческого жеста безвозвратно теряют.
Живая музыка в исполнении Национального филармонического оркестра наполнила зал до краев изысканностью и легкостью. Репертуар при этом был выстроен без снисходительных поправок на провинциальность. Известные широкому кругу почитателей арии и увертюры соседствовали с несправедливо забытыми, знакомыми только профессионалам.

Немного смутило другое. Березниковцы все-таки шли на дирижера, мецената, потрясающую личность – Владимира Спивакова. Маэстро был изображен на афишах, за встречу с ним и его коллективом люди платили, в общем, немалые деньги. То, что Спиваков не приедет, стало понятно буквально перед концертом. Впрочем, этот пиар-ход зрители организаторам (среди них – Пермская краевая филармония и Русское концертное агентство) простили. Дирижер Национального филармонического оркестра, он же дирижер Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Симкин покорил сердца слушателей, не оставив в них места разочарованию.

Сюжеты из опер «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Сицилийская вечерня», благодаря виртуозному исполнению музыкантов, снова ожили в музыке. Происходило это, вероятно, в тысячный раз, но бессмертные творения опять звучали по-новому. Оно и понятно: другое время, другое музыкальное пространство, другой слушатель и постоянный в мастерстве, но также сотканный из плоти и крови исполнитель.

Звучит популярная, если так можно сказать о классической музыке, увертюра Джоакино Россини к опере «Севильский цирюльник». Кажется, Владимир Симкин на глазах превращается в героя Бомарше: немного ироничного, шутливо-воинственного и при этом легкого и жизнелюбивого. Он дирижирует, стоя на металлическом помосте – невысокий, стройный, на несколько минут ставший продолжением своей волшебной палочки. Движения дирижера настолько артистичны, а пластика так богата, что уже в ходе исполнения увертюры к опере Джузеппе Верди «Сила судьбы» на его лбу выступают капельки пота. Бесподобное по красоте и драматизму произведение ведет за собой и музыкантов. У виолончелиста рвется смычок, и белый «волос» пляшет в воздухе, как обезумевший страдалец. Человек и рок сходятся в вечном поединке: человек противится, рок давлеет. Слушатель вслед за композитором, дирижером и музыкантами сомневается, мечется, сострадает…

IMGP1692_0.JPG

Стипендиат международного благотворительного фонда имени Владимира Спивакова Михаил Меринг идет к слушателю другой дорогой. Его партия на кларнете настолько мажорна и лишена земного притяжения, что быстро и неожиданно переносишься мыслями в эпоху Моцарта. Вот-вот сидящая справа женщина плавно встанет, зашелестит пышное платье, взволнуются свечи в канделябрах. Изящный взмах рукой, легкий поклон – и зал исчезает, появляется зеленый лужок, залитый солнцем, вековые деревья и отдыхающие в их тени дамы и кавалеры.

Солистка, лауреат международных конкурсов Алевтина Яровая рисует образы голосом. То она размышляющая Маргарита, то не умеющая сдерживать эмоций Джульетта, то обиженная кокетка Мюзетта, то молящая, тоскующая Лоретти. Прекрасная, молодая обладательница сопрано мгновенно околдовывает сидящих в зале мужчин женственностью и искренностью. Чудные переливы голоса Алевтины, ее сложнейшие партии вызывают восторг и естественное желание дарить цветы. После каждой арии исполнительницы музыканты стучат смычками по инструментам, а дирижер сдержанно ударяет палочкой по пюпитру – так аплодируют солистке оркестранты.

orkestr_0.JPG
– Меня поразил трубач Кирилл Солдатов, – признается березниковская виолончелистка Ирина Бельмас. – Его сольная партия в «Венецианском карнавале» была сложнейшей, и он исполнил ее безупречно.

С Ириной согласились все березниковские слушатели – солиста оркестра благодарили долгими аплодисментами. Но особенно жарко публика встречала творения позитивного, жизнеутверждающего Иоганна Штрауса. Его вальсы и польки, приправленные выстрелами, звуками горна и раскатами грома, вызывали озорные улыбки и у музыкантов, и у зрителей.

truba_0.JPG
Праздник классической музыки, устроенный музыкантами Национального филармонического оркестра, стал для Березников беспрецедентным культурным событием. Еще одно свидетельство тому – причудливое соседство в одном зале творческой интеллигенции города, рабочих, представителей бизнеса и власти. Что еще, кроме высокого искусства и еще, пожалуй, необходимости, способно этих людей сблизить?…

ЗЫ Фотографии с концерта делал все тот же замечательный Антон Матвеев!

Комментарии

Хотел тебе тут большой комментарий нафигачить и случайно написал пост: http://blogber.ru/syomka/2784 (:

Моя мама с подругами тоже ходила на этот замечательный концерт. Я у нее поинтересовался будет ли там маэстро? Она ответила что каждый кто будет сегодня играть на сцене достоин того чтоб его считали мастером своего музыкального дела. И тем не менее маме как музыкальному педагогу было немного непонятно почему не прозвучало ни одного русского композитора.. только зарубежка... что-то не жалуют нашу классику в народе или что?

I'm Happy!

это уже дело вкусов.. каждый хороший композитор достоин, чтобы его сыграли...

.