Мои статьи,опубликованные в разных газетах и журналах городов России.

2
профиль блогбера Олимпиада Царегородцева

К 110-летнему юбилею великого русского ученого А.Чижевского.

Наш солнцепоклонник.

ХХ век ввел в историю цивилизации космическое естествознание как главный принцип познавательной и практической деятельности человечества. Один из основателей современной биокосмологии- русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), первооткрыватель закономерностей о влиянии космических факторов и атмосферного электричества на земные процессы. Его научные дерзания и достижения уместно сравнить с подвигом Николая Коперника. Чижевский логически завершил процесс, начатый четыре с лишним века назад фромборкским каноником. Отныне гелиоцентризм, прочно утвердившийся в науках о Земле и небе, решительно вступил в биологию и медицину. Чижевский стал основоположником целого ряда направлений в современной науке, таких как космическая экология, гелиобиология, гелиотараксия, историометрия и др. Его называли Леонардо ХХ века: крупный ученый, художник, поэт, глубокий мыслитель-космист.
Родился будущий ученый 7 февраля 1897 года в Гродненской губернии, ранние годы провел в родовом имении Александровке Брянского уезда. Детство Шуры Чижевского в семье отца, высоко образованного кадрового военного из именитого дворянского рода, тетушки, заменившей мальчику мать, умершую на первом году его жизни, и бабушки, приобщившей его к иностранным языкам и рисованию, было той благодатной почвой, где развивались его незаурядные таланты. Ежегодно до 1906г. ребенка вывозили в Италию и Францию, чтобы поправить слабое здоровье. Много путешествуя, он знакомится с древней культурой Греции и Египта. В семилетнем возрасте он берет уроки живописи в Парижской академии художеств у одного из учеников знаменитого Дега. Александр увлечен астрономией, поэзией, живописью, музыкой. Все это закладывало «основные магистрали» его будущей жизни. Изучая с жадностью все, в 10 лет Шура составил свой первый труд «Популярную космографию по Клейну, Фламмариону и др.»
В 1914г. юноша с трепетом переступает порог дома знаменитого калужского чудака- Константина Эдуардовича Циолковского и излагает ему свои первые интуитивные догадки о солнечных влияниях на земную жизнь. Учась в Москве одновременно в двух институтах: коммерческом и археологическом, Чижевский посещает еще и лекции на медицинском и естественно-математическом факультетах университета. В 1918 г. защищает диссертацию, а в 1924 г. публикует труд в 900 страниц под названием «Физические факторы исторического процесса». Затем ученый создает в Калуге, у себя дома лабораторию, где пытается найти подтверждение своим прозрениям.
В 20-30е годы у Чижевского был большой круг общения: и академический, профессорский, и писательский. В отличие от одинокого, замкнутого в себе Циолковского он вращается в эпицентре научной, литературной жизни. Диапазон его познаний и интересов настолько широк, что в орбите его интересов совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. В 1915 году он знакомится с писателями Л.Андреевым, А.Куприным, А.Толстым, И.Северяниным, в 1920 году встречается с А.М.Горьким и В.Брюсовым. Его работы издаются преимущественно на иностранных языках за границей. Он становится членом зарубежных академий наук, его выдвигают на соискание Нобелевской премии. Но его не пускают за границу. А в 1942 году- арест. Пропадают 150 папок с ценнейшими научными материалами, исчезает навеки рукописный труд в 40 п.л. «Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов». И- 15 тяжелейших лет проведенных на Северном Урале, потом в Караганде. Здесь он занимается «по памяти пейзажной акварелью» (сохранилось около 400 работ; более ранние работы, выполненные в разной технике- от масла до пастели- а их было до 2 тысяч, пропали). В своих полотнах художник искусно передал открывшийся ему, ученому, лик земного шара: весь пронизанный незамечаемыми нами вибрациями, взвихренный солнечным электричеством, он как бы смоделирован потоками космических излучений. Это Чижевский передает и через поэзию в которую вошел как философ, мыслитель-космист:
О беспредельном этом мире
В ночной тиши я размышлял,
А шар земной в ночном эфире
Небесный свод круговращал.

О, как ничтожество земное
Язвило окрыленный дух!
О, как величие родное
Меня охватывало вдруг.

Или:

Великолепное державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца,
Чьей огненной груди нет смертного конца,
Что в бесконечности, что будет и что было.

В несчетной тьме времен ты стройно восходило
С чертами строгими родимого лица.
И скорбного меня земного пришлеца,
Объяла радостная, творческая сила.

В живом, где грузный пласт космической руды
Из черной древности звучишь победно ты,
Испепеляя цепь неверных наших хроник,
И я воскрес, пою… О, в этой вязкой мгле,
Под взглядом вечности ликуй, солнцепоклонник,
Припав к отвергнутой Праматери Земле!

Как и Н.Коперник, А.Л.Чижевский бросил вызов господствующему представлению об автономности жизни Земли во Вселенной. Он говорил о беспредельных мирах, о том, чем грезили великие философы древности. И научным путем доказал, что все земное пульсирует в ритме Солнца, что «эхо» глубокого дыхания гигантского космического тела, вокруг которого хороводом ходит семейство планет, вызывает реакцию и на Земле, и на других планетах. Солнце- это сердце нашей системы, все живет и движется динамикой сил самого Светила. Прослеживая процессы, происходящие на Земле в период солнечной активности, в 1915-1916гг. он выдвинул в калужских научных обществах гипотезу о возрастающей агрессивности процессов на Солнце. А в 1918г. в Московском университете Ч ижевский как историк-социолог защищает диссертацию «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса».
В 1922г. в Калуге, делая доклад «Влияние периодической деятельности Солнца на возникновение и развитие эпидемий», ученый впервые заявил о «влиянии электрических, магнитных, электромагнитных пертурбаций во внешней среде». Изучая мифы народов мира и философию, через призму древней мысли о космосе он еще раз убеждается в правильности своих выводов. Он создает большой труд «Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия».
Чижевский с восхищением пишет о космизме древних времен: Древний человек чувствовал влияние неба, и потому оно играло доминирующую роль в его частной и общественной жизни. Мифотворчество всех народов служит лучшим доказательством этого могущественного влияния. Мы везде встречаем поэтическую символику тех или иных небесных явлений. В великолепии творческого гения древних, мы видим не
«наивные и жалкие сказки, которыми тешилась интуитивная мысль человека», а многовековой коллективный опыт одареннейших народов, итог логической работы пытливых и неустанных наблюдений природы, изумляющие по широте охвата синтезы, системы символов, которые до сих пор не может дешифровать историческое знание при всех своих изощреннейших методах исследования». Мыслитель печалится, что невнимание и неуважение к творчеству древних среди многих современных ученых в результате излишней самонадеянности и самовлюбленности лишает их «ощущения основной магистрали науки», которая была проложена в далеком историческом времени. Пытливый философский ум Чижевского обращается к Египту, Вавилону, Индии и Китаю. Он изучает теорию гелиоцентризма знаменитого астронома Аристарха Самосского и восхищается мудростью египтян, поклонявшихся Солнцу. За 1400 лет до н.э. египетский фараон Аменхотеп (Эхнатон) произвел религиозные реформы, выдвинув Солнце на первый план, как высочайшее начало в природе. «Воззрения Аменхотепа на 3200 лет опередило научные доказательства главенствующей роли Солнца. В чудесном гимне, посвященном Солнцу изложено это мировоззрение. Содержание гимна почти совпадает с нашими представлениями о Солнце, о его энергетических явлениях. Египетское воззрение на роль Солнца согласуется с новейшими воззрениями на роль Солнца в генетическом и эволюционном творчестве биосферы,»- пишет Чижевский.
Он не только понимал, но и доказывал, что «взрывы в электромагнитной сущности Солнца выбрасывают новые ингредиенты из солнечного горнила и по-новому воздействуют на солнечную систему», в частности и на нашу Землю.
Чижевский обращает внимание на то, что ритм - это явление космического порядка. Поколения миров - и есть этот грандиозный космический ритм». А в своей книге «Земное эхо космических бурь», написанной на французском языке и опубликованной в Париже в 1937 году (на Родине она вышла в 1973 году в переводе вдовы А.Л. Чижевского, его самого близкого друга и помощника), автор пишет в первой главе под названием «Колыбель жизни и пульсы Вселенной»: «Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землею невидимыми узами… Тонкая оболочка Земли подвижна и тревожна. Из всех самых страшных дел самыми убийственными являются взрывы атомных и водородных бомб…»
Ученого волновала судьба планеты и населяющих ее людей. Наш солнцепоклонник, как он сам себя называл, расширив научное мышление человечества, обратил взгляды людей к звездам. Он раздвинул границы понимания космоса до огромного океана Беспредельности, в котором Земля является атомом. Человек, ступая по хрупкой и тонкой коре нашего космического дома, должен подчинять свою жизнь космическим ритмам, свою мысль и волю соединять с Высшим Космическим Разумом, Абсолютом, а не идти вопреки Космическим Законам. Человек, являясь частью Вселенной, должен являть собой красоту и гармонию космоса. Он должен ощущать в себе Дыхание космоса, ведь в биении нашего сердца - Ритм космического Магнита.
. @ Олимпиада Царегородцева.-
Почетный член научно-просветительского
общества «Гелиос» им.А.Чижевского,
(Калуга).
Статья была опубликована в газете "Левша"(Нижний Новгород)

Комментарии

Здравствуйте! Очень рад встрече! Картины порадовали - некоторые словно впервые увидел Улыбаюсь

Мир настолько обезумел, что Всеобщий Резет не за горами...

Спасибо,Рома!. Елин Юра посоветовал создать здесь свой блог,чтобы выложить картины ,стихи,статьи,прозу свои.Но я самого его не нашла здесь,не видел,под каким он именем?

Ты мне,кстати.обещал выслать фотки с выставки Коперника и летние около палат Строгановых.

Олимпиада, привет! Рад, что ты стало блогером, давно пора. Ник Елина - churtan, заходи буду рад.