Ребенку нужны особые игры

5
профиль блогбера PROверка

Финансовый кризис продолжает развиваться, хоть официально и постоянно о нём уже не говорят: вы уже отказались от всяких излишеств, а ваш ребенок по-прежнему донимает настырным «хочу»? Пора прививать ему уважение к вашим деньгам и воспитывать в нем маленького эконома. К тому же эти знания пригодятся по жизни.

- Детям нравится самостоятельность, особенно, когда речь идет о деньгах. А денежки у них есть: дают родители, - говорит кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и управления ЧГПУ Анна Горчинская. - Потратить энную сумму дети могут без нас. Задача родителей - научить свое чадо делать правильный, рациональный выбор.

«Унесенные ветром» рубли
Для начала нужно определить, сколько вы дадите чаду на месяц, и вместе с ним вести книгу расходов-доходов. Только назвать ее нужно красиво. Например, «Унесенные ветром». Пусть он думает: куда денежки унесло и каким таким ветром.

Пусть ребенок записывает в книгу все: сколько он положил на сотовый телефон, сколько потратил на сладости. Результат первого месяца вас не обрадует: денег не хватит. Тогда малыш начнет корректировать свои расходы. Главное, чтобы он принимал решение сам. Иначе не научится тратить с умом.

- Как часто нужно выдавать деньги? Каждое утро или два раза в месяц, как зарплату?
- Зависит от возраста. Первоклашкам лучше каждый день. Иначе тут же потратят. Но при этом оговорить: на месяц будет такая-то сумма. А вот в третьем-четвертом классе ребята могут брать деньги сами. Положите им кошелек рядом с книгой расходов - пусть берут и кладут туда денежки.

«Бесплатные» дела
- Некоторые родители выдают деньги только за работу по дому или хорошие оценки.
- Я против такого подхода, ведь это не формирует положительных нравственных качеств. Учеба в школе, домашние заботы - это обязательная работа, которую выполняют бесплатно. Мама же не получает деньги за суп, а папа - за вбитый гвоздь!

- То есть можно испортить маленькому человеку характер?
- Да, тогда он и впредь будет делать все за деньги. Его жизнь превратится в гонку за рублями. По этой же причине не стоит играть с младшими школьниками в «Монополию». Эта игра им не понятна, она не вырабатывает стратегии поведения.

- А что про деньги им в принципе нужно знать?
- В основном те понятия, которые относятся к личной экономике. Из чего складывается зарплата, бюджет семьи, почему не хватает денег? Ребенку нужно прививать бережливость, умение экономить.

Потратить энную сумму дети могут без нас. Задача родителей - научить о делать правильный выбор.

- Сколько же денег давать ребенку?
- Так как детей кормят в школе, им нужны средства лишь на карманные расходы. Обычно столько, чтобы хватило на маленькую ерунду, которая приносит радость. И не хватило на что-то грандиозно плохое: сомнительные журналы, игровые автоматы. Например, мы не можем оградить малыша от газировки. Так дайте ему столько денег, чтобы хватило лишь на суточную дозу. К тому же не забывайте, что дети - большие коллективисты и зачастую готовы угощать всю компанию!

Мечта на стене
- Копилка у ребенка должна быть?
- Да. Лучше копить на какую-нибудь светлую мечту. Чтобы ребенку было легче экономить на чем-то, нарисуйте мечту (например, велосипед) на бумаге и повесьте рядом. Кстати, сразу же объясните ребенку, что на здоровье, на полезной еде нельзя экономить!

- А мы не испортим детей? Они не превратятся в сухих бухгалтеров?
- Нет, этого не будет! Дети есть дети. Месяца через три они и книгу расходов забросят подальше. Но знания и навыки останутся. И дети обязательно их применят в нужной ситуации.

Не задавайте детям никчемных вопросов
- В семь-восемь лет у школьников начинает формироваться представление о самих себе, - говорит психолог Екатерина Позднякова. - Поэтому важно вести разговоры, которые заставляют ребенка обратиться к самосознанию. К тому же, чем лучше чадо разбирается в себе, тем позитивнее воспринимает окружающий мир.

Современные родители почти не общаются с сыновьями и дочками - им просто некогда. А на вопросы нередко отвечают: не знаю, отстань. Это неправильно. Не избегайте диалога с ребенком. Если не знаете, что сказать, ответьте встречным вопросом: а как бы нам это выяснить? Может быть, заглянуть в Интернет или книгу?

В свою очередь взрослые задают малышу никчемные вопросы: сколько было уроков? Какие оценки ты получил? Никому не нужны эти цифры! Вопросы должны будить эмоции маленького человека, его чувства. Спросите, какого цвета глаза у соседа по парте? Какой голос у самой красивой девочки? Наверняка, он растеряется. Но завтра в школе обратит на эти качества внимание и вечером даст вам ответ.

Попросите ребенка рассказать о пяти его достоинствах. Или чем он отличается от других. Пусть прислушивается к себе, задумывается.

Учите ребенка задавать вопросы, давать оценку своим словам и поступкам, а еще - строить планы: на выходные, на день. Родители и малыш могут составить свое расписание на выходные, а потом обсудить удачно оно или нет. Попробуйте пойти на провокацию и вклиниться в график ребенка. Предложите ему подстроиться под свой график или выделить время для совместной прогулки.

Комсомольская правда